Артикул:
90137
Исполнение:Золочение нимба, доска без ковчега, левкас, темпера.
Описание:Икона Спасителя заключающая оплечное изображение Иисуса Христа.

Иконописный Образ Иисуса Христа складывается к началу IV века. Складывается исторический тип Спасителя соответствующий возрасту Его страданий и Распятия – это образ с продолговатым лицом, темными русыми волосами и короткой бородой.

Первые изображения Иисуса Христа появляются уже в первом веке – в начале возникновения христианства. Изображения создаются в римских катакомбах – так как христиане и их религия были вне закона и христиане собирались на богослужения в скрытых местах. В Риме таким местом были римские катакомбы. Стены катакомб расписывались сюжетами из Евангелия.

В это время появляются символические изображения Спасителя. Основой таких изображений служили как прообразы из Священного Писания так и образы из окружающего мира. Например - изображение процветшего жезла Аарона, или агнец, или изображение рыбы. Были и другие символические изображения Спасителя.

Изображение агнца как жертвенного животного - символизировало слова Иоанна Крестителя, что Иисус есть Агнец Божий Берущий на Себя грех мира. Изображение рыбы заключало в себя абреввиатуру пяти первых букв от слов по-гречески: Иисус Христос Божий Сын Спаситель - "ихфис".

В середине 2-го века в катакомбной живописи создаются изображения Иисуса Христа в историческом облике Спасителя - облике соответствующем возрасту крестных страданий Иисуса Христа. С совершенной увереностью можно утверждать, что почитание изображения Спасителя всегда присутствовало в Церкви. Количество изображений Иисуса Христа и святых возрастало - особенно по мере того как Церковь и христиане переставали быть гонимы и убиваемы. 

Обязательная деталь изображения Спасителя - это крещатый нимб. Еще при становлении иконографии Спасителя принимались действия, чтобы особо выделить образ Иисуса Христа. Например, по сторонам нимба писали первую и последнюю букву алфавита - альфа и омега. Со временем в нимбе стали изображать крест - как символ спасения и как орудие страданий Христа. И уже позже в крещатом нибме стали вписывать слово "Сущий" по-гречески «ό ών» или заглавными буквами «О ΩΝ». Сущий - то есть Тот Кто Единственный Существует - то есть Бог - все остальное существует благодаря Ему. Обычно эти буквы располагаются в крещатом нимбе сверху-вниз. Вверху «ό», затем ниже «ώ» и «ν». Также есть варианты с написанием букв слева направо, крайне редко есть написание букв справа налево.

Хотя иконопочитание присутствовало всегда в Церкви, но также был в истории Церкви период так называемого "иконоборчества" - в 8-ом веке в Византии возникает религиозное движение против почитания икон. Движение поддерживалось и некоторыми императорами Византии. Результатом этого стало уничтожение множества изображений, икон, фресок, статуй святых и Спасителя. При этом на Западе Римской Империи иконоборчество не принималось и римские папы твердо становились на защиту иконопочитания в Церкви - противостоя императорской власти. Иконопочитание было окончательно утверждено как догмат Церкви на 7-ом Вселенском Соборе в 787 году.

Алена Кравец


    Назад в раздел