Артикул:
90060
Исполнение:Золочение фона, доска с ковчегом, левкас, темпера.
Описание:Именование Агиосоритисса происходит от названия часовни Агиа Сорос при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе около Собора Святой Софии.

Именование Агиосоритисса происходит от названия часовни Агиа Сорос (святая рака) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, где хранились святые реликвии - риза и пояс Богородицы. Богоматерь изображена без Младенца, вполоборота, с воздетыми в молитвенном заступничестве руками. Иконография восходит к изображению Богоматери в составе деисисной композиции. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница).

В середине V в. в Константинополе, в непосредственной близости от Храма Святой Софии располагался квартал, где жили и трудились «халкопраты» (медники, чеканщики ). В этом квартале, названном Халкопратийcким (или Халкопратия), при попечительстве регента Византийской империи Элии Пульхерии Августы — старшей сестры императора Восточной Римской империи Феодосия II был возведен Храм Богоматери Халкопратийской.

В начале V в. Пульхерия перенесла несколько святых реликвий из Палестины в Константинополь и поместила их в специально сооруженный храм в Халкопратии. Первоначальное здание, служившее местом хранения великих христианских святынь, среди которых были Пояс Пресвятой Богородицы, волосы Иоанна Крестителя, мощи жен-мироносиц и др., выглядело как большая часовня. Халкопратийский храм временно – с 532 по 537 гг. – использовался и как Патриарший Кафедральный собор. В IX веке византийским императором Василием I Македонянином этот храм был перестроен в трехнефную базилику. По некоторым данным, специально для пояса Пресвятой Богородицы императором Юстином II была построена богато украшенная часовня «Cвятой Раки» (Ἁγία Σορός – Агиа Сорос). Возле или над золотым ларцем-реликварием, называемым «Святой Ракой», находилась почитаемая в народе икона Пресвятой Богородицы. С названиями храма, его прославленной часовни и ларца-реликвария «Святой Раки» связан иконографический образ Богородицы Агиосоритиссы.

Храм и его знаменитая часовня были очень посещаемыми и, согласно византийским источникам, в них происходило много чудес. Известно, что после падения Константинополя в 1453 г. Халкопратийский храм был почти полностью разрушен, а его камни были использованы завоевателями Византии для турецких построек. Ныне развалины некогда величественного храма находятся в крайне ветхом состоянии.


    Назад в раздел